Применение Теории Игр на Основе Онтологии для Поддержки Принятия Решений в Социотехнических Системах
В данной работе рассматривается разработка инвариантной онтологии стратегического взаимодействия в социотехнической системе посредством инструментария теории игр. В ходе исследования онтологии рассматриваются как инструмент моделирования социотехнических систем, в том числе инструменты интеграции социальных и технических процессов. Востребованность использования этих инструментов обусловлена необходимостью интеграции человека в техническую систему как равноправного и равноправного элемента, оказывающего как внешнее, так и внутреннее воздействие на систему. Такие социотехнические модели уже применяются для описания информационной структуры предприятий, но в них отсутствует описание принятия решений между элементами системы в рамках стратегического взаимодействия. В рамках решения данной проблемы разрабатывается основанная на онтологии модель социотехнической системы, описывающая взаимодействие как социальных, так и технических элементов посредством игрового взаимодействия. Каждый из участников взаимодействия описывается в терминах теории игр с выделением возможных стратегий и соответствующих выигрышей. Посредством интерактивных сущностей модели теории игр происходит игровое взаимодействие между участником и выбором соответствующих стратегий поведения. Модель представляет собой гибкий масштабируемый инструмент для построения имитационных моделей социотехнических систем. Полученные результаты будут проверены при построении реальных социотехнических систем, а онтология будет дорабатываться в соответствии с полученными результатами.