ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Успех функционирования современных предприятий, их конкурентоспособность, во многом определяется эффективностью организации их систем управления. В таких системах элементы имеют индивидуальный характер поведения и формируют сложные связи в рамках перераспределения полномочий. Задача заключается в нахождении такой структуры отношений между элементами системы, которая бы наиболее эффективным образом обеспечивала выполнение целей, поставленных перед организационной структурой в условиях взаимодействия с изменяющейся внешней средой. Инновации по адаптации системы управления должны быть неотъемлемой чертой любой организационной системы. Автором рассматриваются существующие методы оценки эффективности систем организационного управления. Отмечается, что набор количественных оценок эффективности можно получить с использованием организационного моделирования. Для этого процессы в системах организационного управления предлагается рассматривать в нотации теории систем массового обслуживания. При этом формулируется предположение о том, что использование агент-ориентированного подхода позволит получать наиболее адекватные результаты. Исходя из этого, основной целью исследования, представленного в статье, являлась адаптация механизма оценки эффективности функционирования систем организационного управления под агент-ориентированный подход, оценка адекватности таких моделей и определение границ их возможностей. В качестве опытного объекта моделирования была выбрана организационная система, осуществляющая процесс обработки обращений граждан. Представлены разработанные модели: аналитическая, дискретно-событийная в среде GPSS World и агент-ориентированная в среде AnyLogic. Результаты вычислительного эксперимента с использованием данных моделей позволяют сделать вывод об адекватности использования агент-ориентированного подхода в рамках авторской концепции оценки эффективности функционирования систем организационного управления. При этом при использовании агент-ориентированного подхода в определенной степени можно снять имеющиеся у остальных подходов ограничения, связанные как со сложностью моделирования систем, состоящих из множества организационных элементов и выполняющих множество разнообразных задач, так и с возможностью отображения индивидуальных особенностей элементов системы.